Валентина Васильевна Бельская
Все строительства, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость и спасение нарождаются на основах культурных ценностей. <…> Опознаем и сбережем культуру. Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности.
Н.К. Рерих
Рерих не только мыслил о будущем, но и ощущал и предвидел в самом историческом процессе те моменты, которые укрепляли это будущее. Эти моменты он видел в прошлом и обращал на них внимание.
Л.В. Шапошникова
Еще в поезде, на пути в Москву в МЦР замечаешь, что личные проблемы физического и морального плана удивительным образом начинают куда-то уходить и будто растворяются.
И вот Москва, метро Кропоткинская, мы, наконец, с волнением вступаем на территорию Международного Центра – Музея Имени Н.К. Рериха (МЦР).
Вот оно – величественное здание музея. Спокойны и торжественны у его фасада монументальные фигуры Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. У подножия памятника – всегда живые цветы, а на фоне пронзительно голубого неба и белоснежных облаков развевается Знамя Мира.
Здравствуй, МЦР!
Почему же нас тянет в МЦР, как магнитом? Едут и едут сюда энтузиасты с разных концов бывшего Союза, чтобы участвовать в работах по продолжающейся реконструкции этой усадьбы.
МЦР – это уникальный духовно-культурный центр России. Он располагается на территории бывшей усадьбы Лопухиных, которая имеет глубокие исторические корни и является уникальным памятником архитектуры XVII-XIX веков, расположенном в культурном и историческом центре Москвы. Это одна из тех старинных усадеб, которой удалось, прожив долгую и богатую событиями жизнь, одолеть свою ветхость и шагнуть в будущее. Этим счастливым будущим, а ныне настоящим, стал для нее Международный Центр Рерихов и Музей имени Николая Константиновича Рериха.
Святослав Николаевич Рерих, выполняя завет родителей и передавая наследие на родину, при выборе места для музея всем другим предложенным вариантам предпочел именно эту усадьбу. И хотя перед его взором предстали руины, он уловил богатое историко-культурное наполнение этого пространства и верил, что здесь будет центр Высокой Культуры.
В настоящее время Музей ведет многогранную культурную и научную деятельность. В залах музея ежегодно проводятся международные конференции, посвященные актуальным вопросам культуры и науки, в которых принимают участие видные ученые и общественные деятели из разных стран мира: организовываются выставки художников, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики.
Музей проводит также конкурсы детских рисунков, фестивали этнических культур, выставки народных промыслов и творческие вечера.
История усадьбы, в которой располагается МЦР и Музей им. Н.К. Рериха, богата событиями.
Боярские палаты на землях, подаренных государем, построил Федор Лопухин, отец первой жены Петра Великого – Евдокии. Затем опала, казнь сына Лопухина. Петр «поднимал Россию на дыбы». Елена Ивановна Рерих пишет: «Когда-то был нужен Петр Великий с дубинкой, для того, чтобы сдвинуть остановившуюся эволюцию страны»[1].
После конфискации усадьбы Петр I поселил в ней высокопоставленных пленных шведов, к которым относился более чем благосклонно, называя их учителями, у которых Русь училась воевать. Вот что пишет об этом А.С.Пушкин:
При кликах войска своего
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.
Следующим хозяином усадьбы, по приглашению Петра I, стал голландец Жан Тамес, развернувший в Москве мануфактурное производство, просуществовавшее около 10 лет. Дом при этом переустраивался, как и Россия «со взломом выходящая из насиженного терема старины» [2].
В 1728 г. усадьба вернулась наследнику Лопухиных, статскому советнику Ф.А. Лопухину. И снова перестройка здания. Растесывалось то, что в наше время теперь воссоздано как бесценные подробности культурно-исторического наследия.
В 70-е годы XVIII века усадьба вместе с усадьбами Голицыных и Долгоруких входит в состав Пречистенского дворца Екатерины II. Переустройством усадеб в 1774 г. занимался зодчий Казаков.
После отъезда Екатерины из Москвы, с 1775 г. Пречистенский дворец опустел и, простояв два года, был разобран. Усадьба Лопухиных стала принадлежать, как подарок Екатерины II, матери князя Потемкина. А в 1787 г. Потемкин продал ее князю Хилкову.
В самом конце XVIII века владельцем усадьбы стал тайный советник Протасов, которому было поручено воспитание внука Екатерины II – наследника престола. Во владении Протасова усадьба находилась почти полвека. И опять перестройка дома согласно веяниям нового времени.
На портике основного здания появляется (воссозданный и сейчас украшающий фасад главного здания МЦР) герб Протасовых – орел и лев – геральдические атрибуты, олицетворяющие мощь и гордое достоинство. (На родовых же гербах Лопухиных ранее были изображены грифы – тело льва, а голова и крылья орла – мистический властитель Неба и Земли, страж сокрытых знаний, победитель всех демонических сущностей). Среднюю часть портика и сейчас украшают два крылатых льва, обрамляющие китару, одну из атрибутов Аполлона – Бога Света и покровителя искусств.
На 4-х медальонах портика – Весталка – Богиня огня. Все эти детали, символизирующие мощь искусства, словно предугадывали будущее назначение этого дома: Музейон – Дом Муз.
В 1830 г. усадьбу снимает генерал Богословский, участник сражений Бородина. Он общался с Пушкиным и, вероятно, Пушкин бывал у него в доме, тем более, что рядом жил его ближайший друг Вяземский.
В 1852 г. усадьба принадлежит церемониймейстерше Бахметьевой. Среди ее знакомых был Гоголь, который тоже, видимо, здесь бывал.
1890 г. – всего один год – усадьба принадлежала князю Оболенскому, который решил устроить в ней прачечную, но Московская управа благопочитания, основанная Екатериной II, не позволила ему этого сделать.
С 1871-1917 гг. усадьбой владеет фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы М.М Петрово-Соловово. И в это время на рубеже XIX–XX веков, появляется вход в здание южной части главного фасада, где на месте окна был пробит дверной проем, устраивается крыльцо, центральная часть северного жилого флигеля и северо-западный жилой флигель.
Советский же период является самым прозаичным в судьбе усадьбы. Сразу после октябрьской революции здесь располагается военный отдел ЧК, в 20-е годы – музей Маркса и Энгельса, затем различные административные организации, жилье. В 1963 г. в усадьбе размещается Министерство тяжелой промышленности. И именно Минтяжмаш передал Музею Рериха почти исторические руины. Смотреть на эти фотографии того времени больно… Неужели так было? Неужели так могло быть?
И только благодаря энергичным и мудрым действиям доверенного лица С.Н. Рериха – Генерального директора Музея и вице-президента МЦР Людмилы Васильевны Шапошниковой и ее ближайших сподвижников усадьба постепенно возрождается.
С 1994г. была развернута полномасштабная реконструкция усадьбы: усиление фундаментов, укрепление стен, кровли, реставрация фасада здания, воссоздание исторической ограды, шатрового крыльца XVII века.
При разборке завалов в подвалах флигеля на глубине трех метров была обнаружена более ранняя часть флигеля (XVII – нач. XVIII веков). Сегодня во флигеле располагаются отделы МЦР: библиотека, редакция журнала «Культура и Время», отдел рукописей, технический – т.е. те службы, которые по замыслу С.Н. Рериха помогают сделать МЦР центром Культурной, Научной и Творческой деятельности.
Без каких-либо бюджетных средств, на деньги меценатов и добровольных пожертвований самых разных людей был поднят из руин отведенный Центру-Музею этот уникальный памятник архитектуры.
Историко-архитектурный комплекс «Усадьба Лопухиных», где располагается Музей-Центр имени Н.К. Рериха, органично вписан в архитектуру и планировку центра столицы и ему предстоит стать частью общего плана «Золотого пешеходного кольца Москвы».
Двадцать лет шли судебные тяжбы (усадьбу неоднократно пытались отобрать), но благодаря мужеству и терпению Л.В. Шапошниковой – Генерального директора музея, все эти попытки терпели крах. Подробнее об этом – в многотомном издании «Защитим Имя и Наследие Рерихов»[3].
Профессионалам-строителям и археологам помогали энтузиасты-рериховцы из разных уголков бывшего Советского Союза: Екатеринбурга, Киева, Обнинска, Пензы, Севастополя, Симферополя, Харькова и др. Волонтеры делали все, что требовалось: выносили строительный мусор, монтировали первые экспозиционные щиты для музея, разбирали завалы на чердаках и в подвалах, убирали территорию [4].
Реконструкция усадьбы продолжается и по сей день. И добровольцы-общественники неизменно помогают в работах по ее восстановлению. Участвовать в этом – большая честь. Едут сюда энтузиасты, не считаясь с расстояниями, границами, таможнями, экономя и откладывая деньги на поездку (чтобы финансово не обременять МЦР), решая порой не простые семейные вопросы, отбрасывая и напрочь забывая о своих личных проблемах. Едут потрудиться на БЛАГО.
Те, кто приобщились к этому действу испытывали естественное, чисто человеческое чувство гордости за то, что своей частичкой труда сопричастны к такому Великому Явлению нашего времени – Международному Центру Рерихов. Но эта гордость не просто «телячий» восторг – «ах, какой я хороший!», а нечто другое. Это – торжественная гордость, переходящая в чувство радости возвышенной! Раздумываешь – что же это, как, отчего это? А ответ – в Учении Живой Этики [5]. «Отвергнись от себя». Труд не для себя, но для Общего Блага, и научившийся трудиться во имя его, – на верном пути. Никакие старания и усилия не дадут того огненного следствия, как время напряженной светоносной любимой работы во имя всех и для их блага [6].
Как сказано в Учении Живой Этики, именно тогда и происходит то самое накопление драгоценных крупиц психической энергии в чаше человеческого микрокосма – необходимого условия для эволюционного процесса. Вот откуда это необыкновенно возвышенное чувство! – это пришедшее осознание духом всей важности сопричастности к труду на Общее Благо, когда самость личности растворяется в огне труда.
Конечно, наш труд очень скромен для таких высоких понятий, но, как говорит Живая Этика, – ценится труд всякий, и царя и сапожника, если он на благо и в радость, ведь не «боги горшки обжигают». Без этого совместного труда – от масштабных проектов и до уборки мусора – не восстала бы из руин эта жемчужина Света – Международный Центр Рерихов!
Приехав поработать, сначала вы попадаете в поле зрения внимательных глаз Валерия Михайловича Никифорова – сотрудника МЦР, куратора по работе с общественниками. Он весь в стремительном действии: нужно встретить приехавших волонтеров, разместить их, обеспечить фронтом работ, кроме того, надо успевать выполнять свою основную работу в музее, и при этом умудриться хоть немного поспать. Рация всегда при нем, он – то тут, то там – все видит, все успевает, его здесь шутливо прозвали – «НЛО». Этот человек – бывший летчик. И не случайно, легендарная женщина летчик-испытатель Марина Попович недавно вручила ему свою книгу «Я летчик!» с дарственной надписью.
Каков же он был у нас, общественников-энтузиастов, фронт работ? Самый разнообразный.
Например, в 2009 году меня, прибывшую из Харьковского Культурного Центра имени Н.К. Рериха, Валерий Михайлович определил на работу в группу из Екатеринбурга, (группы Екатеринбургских рериховцев регулярно выезжают на эти работы).
Мы занимались переустройством помещения (бывшего оптического театра): обшивали стены гипсокартоном, красили, пилили и прибивали рейки к стенам, переносили мебель, убирали стройматериалы, мыли полы и т.д. Работали ударно, бывало и допоздна, зато потом была вечерняя прогулка по Красной площади, бой курантов на Спасской башне в полночь. А однажды удалось съездить в Царицыно – этот огромный, великолепно восстановленный и оформленный комплекс: дворцы, храмы, башни, крепости, мосты, фонтаны, красочные цветочные композиции, классическая музыка и удивительно вкусные терпкие яблочки из одичавшего царицынского сада.
А в 2010 году объединенная группа общественников из Екатеринбурга, и Украины (Киев, Хмельницкий, Харьков) занимались следующим: на дальнем дворике мужчины углублялись перфораторами в грунт до трех метров с целью дальнейшей заливки фундамента для его укрепления. Мы перевозили на тачках камни, просеивали землю, транспортировали и поднимали ее ведрами на 2-й этаж бывшего оптического театра для отсыпки чердачного перекрытия.
Кроме того, освобождали от штукатурки кирпичную стену в подвале флигеля для ее укрепления.
Во время реконструкции усадьбы на ее территории проводились археологические раскопки Московской археологической экспедицией под руководством А.Г. Векслера.
При снятии культурного слоя было обнаружено почти 150 находок: железные стрелы IX–XIV веков, железные ножи, музыкальный инструмент, перстни, шип для подковки лошадей в монгольскую эпоху, обломок голландской курительной трубки, прясло домонгольского времени, изразцы, костяные и кожаные изделия, стекла, керамика, монеты и т.д. [3].
Из этих находок сформировалась коллекция, которая положила начало формированию в Музее имени Н.К. Рериха еще одного музея – археологического.
Н.К. Рерих писал: «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное прикасание к предмету большой древности» [7].
Во время земляных работ нам попадались черепки древней глиняной посуды, и мы тоже имели уникальную возможность непосредственно своими руками прикоснуться к глубокой древности.
На сегодняшний день дворик, на котором мы трудились, и который представлял собой типичную строительную площадку,
превращен архитекторами и строителями с помощью общественников в «райский уголок»
с газонами, цветами, фонтанчиком, беседкой и скамейками для отдыха.
Это был подготовлен сюрприз к юбилею Людмилы Васильевны Шапошниковой – Генерального директора музея, известного ученого, индолога, писателя, философа, общественного деятеля из той немногочисленной плеяды борцов, которые в наше нелегкое время имеют мужество отстаивать и созидать Красоту и Культуру.
В августе 2011 г. нас из Украины было 14 человек: энтузиасты из Киева, Хмельницкого, Харькова.
Усадьба МЦР преображается с каждым годом. И нам повезло опять принять участие в очередном этапе ее благоустройства. Котлован глубиной около восьми метров примыкает вплотную к основному зданию музея и укреплен сквозными рельсами и трубами, для предотвращения обвала грунта. Грунт из котлована вынимался вручную лопатами, поднимался наверх, погружался экскаватором в рефрижераторы и вывозился с территории в ночное время, поэтому мужчинам приходилось по очереди работать и ночью.
У нас, женщин, режим работы был, конечно, более щадящим. Нам было поручено, в основном, ухаживать за цветами и газонами в «райском» дворике, убирать и подметать остатки грунта после проезда рефрижераторов по территории усадьбы МЦР, кроме того, мы следили за чистотой в жилище и готовили еду для всей бригады.
Какой же народ устремляется сюда? Самых разных профессий, рангов, возрастов, объединенные единым устремлением – делать добро, оказывая посильную помощь своим бескорыстным трудом Международному Центру Рерихов.
Атмосфера в коллективах царит всегда дружественная, с юмором, шутками и надежной, как у альпинистов, взаимовыручкой. Вот Людмила Александровна из Киева с ее неуемной энергией: «сыпет бисером смеха с вечера и с утра, все дела от мала до велика у ней идут на ура!». Вот Андрюша из Хмельницого: «чаша полная стеснительности и добра». А вот Кеша, всеобщий любимец и постоянный объект для шуток, актер Хмельницкого театра, веселый, неуемный в работе. Он занимался высотными и сварочными работами, не удосужившись надеть защитные очки, за что был изгнан на отдых для восстановления самочувствия и отсыпался полдня, «разметав свои кудри». Вот Ирочка и Юлечка из Хмельницкого – «две дружные птички, хлопотушки-синички», все делают тихо, незаметно, споро и аккуратно. Сережа из Хмельницкого – запечатлевший на снимках прекрасные пейзажи по дороге в Москву, в самой столице и, конечно, на работе.
Вот старший нашей бригады – киевлянин Игорь Эрметов – вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, который ведет большую общественную работу и регулярно с командой Киев-Хмельницкий-Харьков приезжает в МЦР на волонтерские работы. В один из вечеров он устроил нам показ снимков о своей поездке в Грузию – Бушети, в усадьбу Ш.А. Амонашвили, где проходило важное историческое событие – подписание Манифеста Гуманной Педагогики, документа, который будет иметь огромное значение в сфере образования.
Грузия на снимках прекрасна – с горными пейзажами, древними улочками и храмами. Трогательно было смотреть на один из снимков: многовековой платан, а на его фоне отец (И. Эрметов) рядом с дочуркой – крохой, словно символы: глубокого прошлого, активного настоящего и расцветающего будущего – вот за такими крохами.
А однажды вечером Валерий Михайлович по нашей просьбе рассказал нам о том, как сооружалась буддийская ступа на территории МЦР (сейчас она, на период строительства, заботливо защищена со всех сторон железными листами).
Место для ступы освящалось ламой – Рангрингом Дордже Ринпоче. Работы по ее сооружению были начаты в новогоднюю ночь – работники музея и общественники радостно трудились, несмотря на мороз, и это вспоминается как светлый праздник. Были соблюдены все церемонии и ритуалы, внутрь ступы заложены священные реликвии. А во время ее торжественного открытия, при хмуром в тот момент небе и холодном ливне, засияло солнце, озарив ступу во всем ее великолепии.
Мы сидели и слушали рассказ, затаив дыхание, допоздна, не в силах разойтись, в состоянии необыкновенной возвышенности и торжественности.
Как гласит одно из буддийских пророчеств, Учение Будды расцветет в далекой северной стране. Из истории мы знаем что, Буддийский храм был открыт в Петербурге еще в 1915 г., в его сооружении участвовал профессор Н.К. Рерих. Но после революции храм пришел в запустение.
А в конце 50-х годов выдающийся востоковед Ю.Н. Рерих возобновил публикацию Вibliotheca Buddhica. И вот спустя полвека новый виток возрождения буддизма снова связан с именем Рерихов – теперь уже с Музеем им. Н.К. Рериха. Он уже неоднократно открывал свои двери высоким ламам из Индии и Пакистана, проводившим здесь церемонии, ритуалы, создания мандал и ступы «Трех драгоценностей».
Мандала и ступа – символическое отображение структуры Мироздания на духовном плане. В ступе, сооруженной на территории МЦР, в числе реликвий, заложенных в нее, находятся более двухсот рильб – глиняных шариков с частичками останков Святых Учителей, а также рингселы – белоснежные жемчужины, которые образуются в теле высоких Подвижников, как плотные сгустки их духовной энергии, т.е. осуществленный дух [8].
Ступа «Трех драгоценностей» сооружена в честь 80-летия завершения Центральной Азиатской Экспедиции Рерихов. На церемонии открытия ступы Л.В. Шапошникова сказала о том, что «маршрут экспедиции пролегал от ступы к ступе, как по вехам духовного пути. Создание ступы в Москве знаменует новый этап осмысления деятельности великой семьи Рерихов как нового осознания их творчества и научных открытий <…> В едином пространстве сошлись две великие культуры буддийская и Древней Руси. Органичность их сочетания (оказалось, что ступа и шаровое крыльцо усадьбы схожи по форме) – еще одно доказательство того, что все культуры имеют одни корни» [8].
Конечно, особой наградой для нас, общественников, работающих в усадьбе, всегда является посещение уникального Музея Н.К. Рериха.
Детали внутреннего оформления музея уносят нас на столетия назад. У витрины Сен-Жермена можно вспомнить слова Е.И. Рерих: «Конечно, Сен-Жермен играл роль и в русской истории, именно при его помощи Екатерина Великая заняла русский престол»[9].
Вот камин, согревавший стены и сменявших друг друга хозяев усадьбы. Огромные зеркала в позолоченных резных обрамлениях – точно в таких здесь отражались всполохи счастья, и тонули взоры надежды, смотрелась легкомысленная радость и глубокое раздумье. В залах, освещенных огнями таких же великолепных хрустальных люстр, мелькали локоны, вуали, веера, кринолины. Точно такой дубовый паркет знал прикосновение парчовых туфелек и важную поступь генеральских сапог.
Все пространство насыщено флюидами прежних времен. Здесь отразилась сама история становления Российского государства, здесь в пространстве спрессованных столетий, сконцентрированы энергии прошлого, на которые опираются созидательные дела настоящего, творящие прекрасное будущее [2].
Основная ценность музея – это картины Н.К.и С.Н. Рерихов. Каждый раз, будто впервые, стоишь возле них, немея, во власти энергетики неземной космической магии. Картины позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного.
С благоговением рассматриваешь личные вещи, которые сопровождали Рерихов в экспедициях, священные реликвии, подаренные Учителями Елене Ивановне, учебники Юрия Николаевича, документы, книги. Все наполнено высочайшей духовной энергией. Переходишь из зала в зал, и снова и снова возвращаешься, и не можешь расстаться с этим сокровищем, таким человечным, близким тебе, знакомым и ставшим родным…
Прекрасно вписываются в экспозицию Музея скульптурные работы талантливого молодого мастера Леонова. Скульптурные портреты Рерихов и их Учителей, Подвижников.
А в магазине «Оазис» окунаешься в атмосферу благовоний, прекрасной музыки, репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов и, конечно, в Сокровищницу Мудрости – Книги.
Ну, вот нам пора и прощаться. Разъезжается в разные города наша дружная бригада. Сколько было интересных встреч, бесед! Сердце переполняется благодарностью судьбе за то, что она дала возможность вложить свою каплю труда на благо МЦР. Уезжаешь, наполненный светом труда и духовного магнита.
До свидания, МЦР! И, надеемся, до новых встреч!
А в заключение хочется сказать, что возможности для того, чтобы потрудиться на благо есть всегда, стоит только устремиться к этому. Мы трудимся в своих Рериховских Центрах – это труд на благо, изучаем Учение Живой Этики, стараясь применить его по мере своих возможностей в жизнь – это тоже большой упорный труд, а Путеводной Звездой во всем нам служит Великий Светоч и Источник Знаний – Международный Центр Рерихов.
Живи
и здравствуй,
МЦР!
Оазис Света,
Красоты,
Добра.
И пусть
Века проходят,
годы
На планете
нашей
маленькой – Земля
Лучом
Великой
Мудрости
Своей
Все также
Неустанно
Просвещай
Народы!
Живи
и здравствуй,
МЦР!
Литература
1.Рерих Е.И. Письма. Т.3. М.: МЦР, Благотворительный фонд им.Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2001. С. 669.
2. Чечина Т.И. Предания красноречивых стен. Из истории Усадьбы Лопухиных // Культура и время, №4, 2005.
3.Защитим Имя и Наследие Рерихов, М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001 и далее.
4. Троицкая О.В. Ничто не будет без любви…// Культура и время, №4, 2005.
5. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 1994-1997.
6. Грани Агни Йоги. Новосибирск, Предприятие «Алгим», 1954. С. 24-25.
7. Рерих Н.К. Полвека // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. С. 150.
8. Баркова А.Л. Священные структуры бытия: мандала и ступа в Музее имени Н.К. Рериха. // Культура и время, №3. 2008.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 433. |