Информация об участии в Одиннадцатых Международных Педагогических Чтениях

«Учитель, вдохнови меня на творчество!», которые состоялись в Москве 9-11 января 2012 года.

Представители Харьковского областного центра Гуманной Педагогики Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации принимали участие в Одиннадцатых Международных Педагогических Чтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество!», которые состоялись в Москве 9-11 января 2012 года.

В чтениях приняли участие более 600 человек из России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Хакассии, Дагестана, Чечни. Украинская делегация – одна из наиболее численной: в ней свыше 70 человек из разных регионов Украины. Педагогические чтения гуманной педагогики – это особые чтения, даже названия у них особые – вдохновляющие учителей на очередную ступеньку духовного самосовершенствования. Перечислим только некоторые из них: «Улыбка моя, где ты?» (2003г.), «Без сердца что поймем?» (2005г.), «Истинное воспитание Ребенка в воспитании самих себя» (2009г.). И, наконец, «Учитель, вдохнови меня на творчество!». Важной особенностью Чтений по гуманной педагогике является то, что учителя съезжаются не по «разнорядке сверху», а по зову души. Целый год, откладывая средства из своего более чем скромного бюджета, преодолевая житейские трудности, педагоги готовятся к ежегодной встрече с коллегами для того, чтобы обогатиться духовно и профессионально, получить сердечную поддержку в среде таких же неравнодушных и творческих людей, пытающихся изменить к лучшему образовательное пространство во имя детей, во имя будущего.

В этом году организаторами Чтений стали: Международный Центр Гуманной Педагогики; ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; Международный Центр Рерихов; Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики»; Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики»; Латвийская Ассоциация гуманной педагогики; Ассоциация гуманной педагогики Литвы; Ассоциация гуманно-личностной педагогики Эстонии; Международное движение «Родительская забота». Чтения проходили при поддержке Российской Академии образования, Международной Лиги защиты культуры, Ассоциации творческих учителей России.

С приветствиями перед участниками Чтений выступили: В.В.Рябов – ректор ГОУ ВПО МГПУ, член-корреспондент РАО; Д.Д.Зуев – главный редактор «Антологии гуманной педагогики», член-корреспондент РАО; А.В.Постников – президент МОО «Международный Центр Рерихов», доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Б.М.Неменский – народный художник РФ.

Творческий импульс чтениям задал своим выступлением Шалва Александрович Амонашвили. Выступая перед участниками Чтений с темой «Вдохновение и творчество – путь обновления образования» академик Ш.А.Амонашвили, президент Международного Центра Гуманной Педагогики, сказал, что «истина гуманной педагогики очень глубокая. Воспитание – это категория Вселенская, и в нашем постижении гуманной педагогики мы вступаем во второй цикл, который связан с принятием “Манифеста гуманной педагогики”. Главным в “Манифесте” является понятие духовного гуманизма. Педагогика сотрудничества, принятая в 90-х годах прошлого столетия, не утвердилась в образовательном пространстве, потому что не было осмыслено понятие духовного гуманизма. Тема Одиннадцатых Чтений не является случайной. Это ступени роста для учителя, собирающего чашу Мудрости». Он обратил внимание присутствующих на то, что в названии темы Чтений ключевым является слово «Вдохновение» и предложил поразмыслить над сутью явления вдохновения. Он предложил подумать о том, есть ли качественная разница между творчеством по заданию и творчеством от вдохновения, и что несут людям продукты вдохновленной деятельности. «Без вдохновения, – считает Шалва Александрович, – всякое творчество есть принуждение. Наша задача найти в себе вдохновение и вдохновлять ребёнка. Вдохновение – это счастье! Вдохновение никогда не приходит для дурных дел. Когда человек вдохновляется, то он поднимается над миром и начинает вдохновенно творить то, что заложено в искре вдохновения. Если человек мыслит возвышенно, то вдохновение нисходит на него. Без вдохновения всякое творчество – принуждение. Только вдохновлённый человек может считать себя свободным».

В.Г. Ниорадзе – доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, одна из ведущих разработчиков концепции гуманно-личностной педагогики в сфере преподавания русского языка, профессор кафедры педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, автор курсов «Философия и история педагогики», «Культура учителя гуманного типа мышления» и «Духовный аспект слова» в своем докладе «Вдохновение и творчество в педагогической деятельности учителя» глубоко проанализировала работу Н.А.Бердяева «Самопознание» и отметила, что «для проявления вдохновения необходим труд души. Только на фоне чистоты чувств возникает сотворчество ученика и учителя».

Одиннадцатые Чтения – этапные. Они открывают новое десятилетие совместных поисков на пути гуманной педагогики. Результатом первого десятилетия стало создание и успешная работа общественного международного движения гуманной педагогики, получившая признание на территории ряда стран, объединение национальных центров в Международный центр гуманной педагогики. Одним из важнейших событий, завершивших первое десятилетие, явилось создание Манифеста ГП, который обращен «к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения, ?…? к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования, к каждому родителю, к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей, к каждому школьнику, ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты». Манифест дает ясную цель и раскрывает задачи движения гуманной педагогики. С этой целью – воспитание благородного человека на основе уважения, творчества, любви – соглашаются и активно действуют тысячи учителей, воспитателей, работников образования, родителей и врачей.

С докладом «Творческие импульсы Манифеста гуманной педагогики», освещающим историческое событие – создание и подписание Манифеста гуманной педагогики – выступила председатель Харьковского областного Центра Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики, член Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины» – Татьяна Надточий.

М.В.Богуславский – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор газеты «Педагогический вестник» в своем докладе «Манифест гуманной педагогики: перспективы развития мира образования» сделал научный анализ Манифеста.

М.Б.Менский – профессор, доктор физико-математических наук раскрыл перед участниками чтений суть квантовой модели сознания в докладе «Материя и дух, или Квантовая концепция сознания»

В.Г.Акимова, член Координационного Совета Международного Центра Гуманной Педагогики, представила доклад «А.Е.Акимов: героический энтузиазм», посвящённый рано ушедшему из жизни удивительному учёному-физику А.Е.Акимову – академику Российской академии естественных наук, директору «Международного института теоретической и прикладной физики», участнику ряда встреч по гуманной педагогике, автору известного высказывания «Детям света нужны учителя света».

На чтениях выступили также:

Ю.Д.Куклачев – народный артист России, автор концепции «Школа доброты»;

Д.М.Маллаев – президент Всероссийского центра гуманной педагогики, ректор ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, (Махачкала, Россия);

А.А.Лебеденко – кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦКМ Международного Центра Рерихов (Москва);

К.Ш.Мансурова – руководитель Международного  общественного движения «Родительская забота» (Москва)

В.И.Липенков – директор «Музея Солнца»;

С.Л.Крук – президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, кандидат педагогических наук, доцент (Хмельницкий, Украина);

Три дня Одиннадцатых Педагогических Чтений были наполнены  разнообразной и увлекательной программой: состоялось 7 мастер-классов, 7 лабораторий, были встречи с учеными и деятелями культуры. Эти  дни были яркими, содержательными и одухотворяющими, насыщенными творческими открытиями. И, конечно, зарядили каждого участника новой энергией для будущих собственных свершений.

Педагоги Украины внесли свой значительный вклад в подготовку и проведение чтений. Одна из форм работы на Чтениях – это лаборатории. Работа Лабораторий объединяет учителей по профилям деятельности – учителей начальной школы, гуманитариев, учителей естественных наук, преподавателей искусства и педагогов дополнительного образования, руководителей образования, специалистов по работе с родителями. «Лабораторию гуманитарных знаний» подготовила и  провела Рыцарь гуманной педагогики, Отличник образования Украины, учитель-методист из г. Донецка Светлана Сироижко в сотрудничестве с российским педагогом Игорем Киршиным (г. Калининград). Девизом лаборатории гуманитарных знаний стали слова Виссариона Белинского:

«Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство;

минута творчества есть минута великого священнодействия».

«Лабораторию художественного творчества» подготовил и провел председатель Одесского отделения ВКОАГП, Рыцарь гуманной педагогики, главный редактор газеты «Гуманная педагогика» Валерий Кучеровский совместно с российской коллегой Галиной Паршиковой.

В процессе работы лабораторий ее руководителямудалось предложить для совместного поиска решение вопроса: как в рамках установленной школьной программы учителям удается сделать свои уроки живыми, устремляющими ребят к открытиям мира, к самопознанию и творческой самореализации. Такая постановка проблемы вызвала большой интерес участников, и они охотно делились своими творческими находками. Три часа работы каждой лаборатории проходили на одном дыхании, обогатив всех присутствующих новыми идеями.

На педагогических чтениях стало традицией проведение программы «Персона в гуманной педагогики». В течение двух академических часов желающие имели возможность познакомиться с интересными личностями, которые внесли свой вклад в продвижение идей гуманной педагогики. В этом году состоялось знакомство с творчеством

– доктора педагогических наук, профессора МГПУ, члена Координационного Совета Международного Центра Гуманной Педагогики В.Г.Александровой (г.Москва) – «Мой путь к гуманной педагогике»;

– учителя высшей категории, Рыцаря гуманной педагогики, автора учебного пособия «Биология языком сердца», вице-президента Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики В.Ф.Бак (г. Артемовск, Украина) – «Солнечный ветер вдохновения»

(видео http://www.youtube.com/watch?v=WxI3sg5l4rs&feature=related)

– доктора филологии наук, профессора, вице-президента Всероссийского центра гуманной педагогики Е.Н.Черноземовой (г.Москва) – «Классная работа»

(видео http://www.youtube.com/watch?v=mP_0QEUIMgo&feature=related)

Яркими незабываемыми моментами на Чтениях стали духовные стихи Марианны Озолини, руководителя Культурного центра в Соборе Святого Петра (г.Рига, Латвия); концерт инструментального ансамбля «Лада» Подольского культурно-просветительского Центра им. Н.К.Рериха, (г.Хмельницкий, Украина); выступление ансамбля индийского классического танца «Натараджа» (г.Ростов-на-Дону); выступление уникального театра пантомимы «Пиано» Нижегородской школы-интерната для глухих детей (директор, художественный руководитель и режиссер театра-студии В.Н.Чикишев).

На завершающей общей встрече Чтений Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» присвоило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и вручило золотой значок «Сердце и лебедь» представителям общественного движения гуманной педагогики. Среди них – И.О.Эрметов, руководитель Киевского городского центра гуманной педагогики и В.Н.Томас – учитель русского языка и литературы школы №9 г.Красноармейска Донецкой области, Отличник образования Украины (Украина).

На этой встрече была принята тема Двенадцатых Педагогических Чтений, которые состоятся в 2013 году: «Манифест Гуманной Педагогики – восхождение в Будущее».

И хотя одиннадцатые педагогические чтения окончили свою работу, но рассказы о них продолжают широко освещать сайты: http://gumannaja-pedagogika.ru/; http://od.gum-ped.ru; http://gumanpedagog.org.ua; http://artemovsk_art-roerich; http://roerich.skana.com.ua/ и многие другие.

Материалы Чтений, по традиции, будут опубликованы в ежегодном педагогическом вестнике – журнале «Три ключа» и в других изданиях.

И можно с уверенностью сказать, что Одиннадцатые Международные чтения гуманной педагогики стали очередной ступенькой роста на пути духовно-нравственного и профессионального совершенствования. Они явились источником вдохновения для тех педагогов, кто стремится найти пути преобразования педагогического пространства через вдохновлённое творчество.