|
|
«Педагогика будущего – Гуманная педагогика» |
Сухомлинский В.А. Гармония труда, счастья и долга
«Хрестоматия по этике» В.А.Сухомлинского всесильна в воспитании детей. Она упражняет в справедливых и добрых делах, призывает не оправдывать свои несовершенства и шалости, развивает нравственное мировоззрение через размышления и сопоставление различных ситуаций, в которых находятся герои миниатюр.
Подробнее
Сухомлинский В.А. Путешествие к истокам мысли
Каждая миниатюра помогает ребенку набраться мужества и попытаться перебороть свои несовершенства, свое подростковое уязвимое чувство гордыни. Каждая миниатюра озадачивает – не обо мне ли это рассказывается?! В разделе «Путешествие к истокам мысли» много рассказов, которые и в XXI веке будут утончать чувства ребенка, обогащать фантазию, определять мировоззренческие взгляды.
Подробнее
Сухомлинский В.А. Человек - высшая ценность
Как собрать всего человека в единое целое, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому? Вот основной этический вопрос, решающийся на страницах раздела «Человек – высшая ценность». Читая эти миниатюры, ребенок ищет путь к сердцу другого через свой собственный опыт жизни. Это искусство Сухомлинского-учителя заставить ребенка увидеть мир через утраты и одиночество своих маленьких героев, через их борьбу, тоску, через души и их собственное понимание жизни. Так незаметно воспитывается благородный человек.
Подробнее
Сухомлинский В.А. Красота - радость жизни
Миниатюры в разделе «Красота – радость жизни» дарят встречу с природой и пронизаны нравственно-философским мироощущением. Рассказ «Как начинается осень» помогает почувствовать поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни человека, который не в силах сам их задержать. Особый мир красоты открывается в зарисовках: «Лес весной», «Верба над прудом», «Осенний клен». Это маленькие сонеты о природе.
Подробнее
|
Манифест гуманной педагогики
15-17 июля 2011 г. по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили в его усадьбе в Бушети (Грузия) для обсуждения и принятия «Манифеста гуманной педагогики» собрались более 40 человек из разных регионов России, Грузии, Украины, Дагестана, Хакассии и стран Балтии, которые представляли общественные организации гуманной педагогики, а также учебные заведения, работающие в русле гуманной педагогики и государственные структуры, поддерживающие направление гуманной педагогики в системе образования. Это были деятели науки, культуры, директора школ, преподаватели вузов, учителя, журналисты, представители общественности.
Подробнее
Сухомлинский В.А. Противоречия отрочества
Как открытие переживает подросток мысль. «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых». Эта мысль рождает бурный поток противоречий подросткового возраста. Все, что окружает, всех, с кем встречаются в жизни подростки, они резко делят на добро и зло. Подросток еще не умеет мысленно углубиться в суть фактов, явлений. Его оценка добра и зла прямолинейна и прежде всего эмоциональна – бурная, откровенная, резкая. Он склонен к поспешным выводам и обобщениям...
Подробнее
Сухомлинский В.А. О воспитании совести
Воспитание совести – одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо здесь мы имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека являются внутренние духовные силы – убеждения, эмоции. Совесть – это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, как хороших, так и плохих. Нам, педагогам, нужно глубоко осмыслить ту истину, что без совести нет морально воспитанного человека. Совесть – это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой...
Подробнее
Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание
Педагогика, как теория, так и практика воспитания, еще не уделяет достаточного внимания человеческой личности – становлению ее творческих сил и способностей, формированию идеалов, интересов, наклонностей. Если недостатки в воспитании не особенно ярко бросаются в глаза, когда речь идет о малышах, то по отношению к подросткам забвение личности может привести и нередко приводит к тяжелым последствиям...
Подробнее
Сухомлинский В.А. Слово учителя о нравственном воспитании
Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, происходит от неумения учителя говорить с учениками...
Подробнее
Рерих Е.И. Три ключа
"Дорогие и юные мои друзья!
Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, вы овладеваете тем, что можно сравнить только с мирами. Разумно ли от этих ключей отказаться? Конечно нет. Значит, не теряя часа, пойдем за ними. Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: Любовь, Красота и Знание. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим..."
Подробнее
Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования
«К классикам у меня особое отношение. К ним нельзя прийти один раз, чтобы пройти, так сказать, стажировку, перечитать их книги, сделать выписки, затем уверять себя, что ты их знаешь... К классикам нужно возвращаться вновь и вновь и читать нужно одно и то же всё новым и новым взором. Ни одного классика нельзя изучить раз и навсегда, потому что наследие классика, как живой разум, тоже постоянно развивается, обновляется, углубляется».
Подробнее
Амонашвили Ш.А. О смысле жизни
«Я свою лекцию назвал так: «О смысле жизни», ибо назвать вам смысл жизни я не могу, но какой может быть субъективный подход к поиску смысла жизни – по этому поводу я осмелюсь с вами поделиться некоторыми мыслями и, конечно, при этом пользовался теми источниками, которые мы издавали в серии «Антологии гуманной педагогики», да и не только этими.
<...> я попытаюсь проанализировать судьбу трех личностей, среди которых будут Владимир Иванович Вернадский, Лев Николаевич Толстой, и, с вашего позволения, расскажу о своей судьбе тоже».
Подробнее
Сухомлинский В.А. Как любить детей
«Иногда можно еще услышать в учительской среде дискуссию: обязательно ли, чтобы каждый педагог любил детей?
<…> любовь к ребенку в нашей специальности — это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Нельзя познать ребенка, не любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности прежде всего именно потому, что они любили детей».
Подробнее
|
|
|
|
|