Харьковский центр Гуманной педагогики      Главная

Итоги Седьмых Всеукраинских Педагогических Чтений «Манифест гуманной педагогики - восхождение в будущее»

andr В столице Украины, г. Киеве завершились Седьмые Всеукраинские чтения по гуманной педагогике на тему: «Манифест гуманной педагогики - восхождение в будущее», которые проходили под патронатом Национальной комиссии Украины в делах ЮНЕСКО 17-18 ноября 2012 года в Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова (г. Киев, ул. Пирогова, 9) .

Организаторы Чтений: Главное управление образования и науки Киевской городской госадминистрации; Главное управление образования и науки Киевской областной госадминистрации;   Национальный педагогический университет им.М.П.Драгоманова;            Институт психологии им.Г.С.Костюка НАПН Украины, Хмельницкий национальный университет; Всеукраинская культурно-образовательная   ассоциация Гуманной Педагогики; Подольское молодежное объединение «В будущее через культуру».

Тема Чтений была предложена научным руководителем Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Президентом Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Шалвой Александровичем Амонашвили как продолжение программного документа – Манифеста гуманной педагогики, который был провозглашен 17 июля 2011 года в Бушети (Грузия) деятелями Международного движения гуманной педагогики из России, Грузии, Украины и стран Балтии.

«В современном образовательном пространстве возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования - авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе», - записано в преамбуле Манифеста.

Главной идеей Чтений было осмысление путей преодоления авторитаризма через принятие и утверждение духовного гуманизма в образовательном пространстве.

Чтения были посвящены памяти выдающегося ученого и учителя, преданной спутницы жизни Ш.А.Амонашвили, доктора педагогических наук, академика АПСН, профессора МГПУ, Рыцаря Гуманной Педагогики Валерии Гивиевны Ниорадзе. Был продемонстрирован фильм, посвященный памяти В.Г.Ниорадзе, созданный ее почитателями. Участники почтили память Валерии Гивиевны минутой молчания.

andruschenko0Чтения открыл ректор НПУ им.М.П.Драгоманова, президент Ассоциации ректоров педагогических университетов Европы, доктор философских наук, профессор, академик НАПН Украины, член-корреспондент НАН Украины, почетный профессор ряда педагогических университетов Украины и других стран, Заслуженный деятель науки и техники Украины Андрущенко Виктор Петрович.

С приветствиями и докладами выступили:

andr2Крук Станислав Леонидович – вице-президент Международного Центра Гуманной Педагогики, президент Всеукраинской   культурно-образовательной   ассоциации Гуманной Педагогики, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, кандидат педагогических наук, доцент, Рыцарь Гуманной Педагогики (Хмельницкий, Украина).

andr11Амонашвили Шалва Александрович – академик, профессор МГПУ, иностранный член Национальной академии педагогических наук Украины, доктор психологических наук, почетный доктор и почетный профессор многих университетов России, Украины, Европы (Москва, Россия). Рыцарь Гуманной Педагогики.

andr9Богуславский Михаил Викторович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораториейметодологии историко-педагогических исследований Института теории и истории педагогики РАО (Москва, Россия);

 

andr10Лебеденко Анатолий Андреевич – заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук, член правления Всеукраинской   культурно-образовательной   ассоциации Гуманной Педагогики, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, Рыцарь Гуманной Педагогики (Москва, Россия).

 

andr3Бак Виктория Федоровна – учитель-методист, отличник образования Украины, учитель биологии УВК №11 им.Артема, руководитель Артемовского Центра гуманной педагогики, вице-президент Всеукраинской   культурно-образовательной   ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики.

Для участников Чтений редактором газеты «Гуманная Педагогика» Кучеровским В.А., членом Национального Союза журналистов Украины, была проведена презентация газеты «Гуманная Педагогика» и журнала «Мир Гуманной Педагогики»

На Чтениях обсуждалось ряд важных вопросов:

  • Как вместить в наше сознание измерение духовности и научиться мыслить на его основе.
  • Как облагораживать свой характер, утончать своё отношение к детям и окружающим.
  • Как взращивать в себе творящее терпение, совершенствоваться в искусстве любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному.
  • Как научиться руководствоваться в решении педагогических задач мудростью, тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

Манифест гуманной педагогики живое творение, поэтому каждый имеет возможность привносить в творение живой педагогики свой вклад. Такая работа будет вестись на основе фундаментального и неизменного для гуманной педагогики понятия духовного гуманизма.

В ходе Чтений участники старались осмыслить понятие духовного гуманизма как мировоззренческой основы каждодневного педагогического труда, понять, что будущее человечества закладывается в настоящем и такие понятия как гуманизм, любовь, благородство, великодушие, сотрудничество, ростки из светлого будущего. И хотя не всегда получается это осуществить в своей педагогической деятельности, участники Чтений высказали решимость настойчиво проводить в жизнь возвышенные и прекрасные образы. «Живёт тот, кто спешит перетянуть Будущее в настоящее, не задерживаясь в Прошлом». «Манифест гуманной педагогики» намечает путь для восхождения в будущее, а нам необходимо осознать его и начать утверждать в настоящем.

 

На Чтениях были представлены новые формы работы, введенные в 2011г.:

-          «Антология гуманной педагогики»:

svetlana

-          «Истина школы в гуманной педагогике А.А.Захаренка», Гарячая С.А., кандидат педагогических наук, Отличник образования Украины, лауреат премии им. А.А.Захаренко, зав. кафедрой педагогики Черкасского областного института последипломного образования педработников, вице-президент по науке Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики;

-          «Я - Корчак, человек-легенда», посвященный 70-летию подвига Януша Корчака, Алексеева Е.М., учитель русского языка и литературы ООШ №15, г.Часов-Яр Донецкой области.

-          Гость – знакомство с творчеством сотрудников Международного Центра Гуманной Педагогики: Богуславский М.В. – доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор, заведующий Лабораторией методологии историко-педагогических исследований Института теории и истории педагогики РАО (Москва, Россия);

 На Седьмых Всеукраинских Чтениях по гуманной педагогике было представлено 8 творческих лабораторий, на которых обсуждалось понятие духовного гуманизма и его приложение в конкретной педагогической деятельности. Самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование. Как и в чём совершенствоваться? Как расширять своё сознание? Как вести детей по пути самосовершенствования?

andr9490

1. Лаборатория дошкольного образования. (Руководители: Суслова И.В., воспитатель высшей категории, аспирант Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины; сотрудник Лаборатории Гуманной Педагогики при Управлении образования и науки в г. Севастополе; Дмитриева И. В., педагог Донецкого Городского Центра семьи и молодежи, глава Донецкого областного отделения, член Правления ВАГП, руководитель украинского отделения международного движения «Родительская забота», Рыцарь Гуманной Педагогики.)

 andr1800 

2. Лаборатория начальной школы. (Брусенцова О.М., учитель-методист, учитель начальных классов ООШ № 91, сотрудник Днепропетровского областного центра ВАГП (г. Днепропетровск); Добрянская И. В., учитель-методист, психолог, учитель начальных классов ООШ № 90, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП (г. Донецк); Теслицкая Л.Г., учитель-методист, руководитель городской творческой группы по гуманной педагогике, учитель начальных классов СОШ №5 г. Славянска Донецкой обл.; Василега И. Д., директор Днепропетровского педагогического колледжа Днепропетровского национального университета им. О.Гончара)

 andr8790 

3. Лаборатория гуманитарных знаний. (Томас В.М., учитель русского языка и литературы, учитель-методист школы ООШ № 9 (г. Красноармейск Донецкой области), отличник образования Украины, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП, Рыцарь гуманной педагогики; Розенкова С.В., учитель русского языка и литературы Запорожского УВК «Основа», председатель Запорожского отделения ВАГП, отличник образования Украины (г. Запорожье).)

andr1920

4. Лаборатория естественных наук. (Безвершук В.Н., учитель физики ООШ I-III ступеней, Отличник образования Украины, председатель Винницкого областного центра ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики (пгт. Турбов, Винницкая обл.); Таранченко Л.И., учитель-методист, учитель физики УВК № 11 им.Артема, Отличник образования Украины, сотрудник Артемовского Городского Центра гуманной педагогики (г. Артемовск, Донецкая область); Филиппова А.Д., директор ООШ I-II ст. № 22, старший учитель, руководитель Торезского Городского Центра гуманной педагогики, руководитель Координационного совета ВАГП (г. Торез, Донецкая обл.).

andr9210

 5. Лаборатория художественного развития. (Кучеровский В.А., редактор Информационного выпуска «Гуманная Педагогика»; президент Культурно-педагогического Центра «Белый Город», председатель Одесского областного центра и член Правления ВАГП, член Союза журналистов Украины; Чередниченко С.А., искусствовед, преподаватель СШ № 53 г. Макеевки, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП; Розен Ю. В., библиотекарь Симферопольского художественного музея.)

 andr8810 

6. Лаборатория «Родительская забота».

В рамках лаборатории обсуждались вопросы, посвящённые также теме «Как Светлый Ангел побеждает», где предлагалось участникам рассказать о том, как они спасали детей и помогали им в трудных ситуациях. (Надточий Т.Л., директор Детского клуба «Добра и красоты» при Культурном центре им. Н. К. Рериха (г. Харьков), председатель Харьковского областного отделения и член Правления ВАГП, член Межрегионального Союза писателей Украины и член Союза Всеукраинского Конгресса литераторов Украины, Рыцарь Гуманной Педагогики; Толстикова Л.Г., учитель начальных классов, учитель-методист школы № 63 (г. Днепропетровск).

  andr8890 

7. Лаборатория творческой молодежи «Мы устремлены в будущее».

(Монастырский Д.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, зав. отделом по вопросам законотворчества и научных перспектив Хмельницкого университета управления и права, Председатель Подольского молодежного культурного объединения «В будущее через культуру»; Салиенко Н.А., врач-методист Днепропетровского Центра здоровья, председатель Днепропетровского областного центра и член Правления ВАГП, Рыцарь гуманной педагогики; Ерметов И.О., врач-стоматолог, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице-президент ВАГП, руководитель Киевского городского центра гуманной педагогики, Лауреат премии Кабинета Министров Украины, Рыцарь Гуманной Педагогики.)

andr1700

8. Лаборатория руководства образованием. (Крук С.Л., кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, президент ВАГП, вице-президент МЦГП, Лауреат премии им.БОГДАНА Хмельницкого, Рыцарь гуманной педагогики; Гарячая С.А., кандидат педагогических наук, Отличник образования Украины, лауреат премии им. А.А.Захаренко, зав. кафедрой педагогики Черкасского областного института последипломного образования педработников, вице-президент по науке Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики).

 

Всем лабораториям для обсуждения предлагались единые вопросы:

-как воспитывать детей, учитывая, «что в них изначально посеяны семена будущей личности»;

-как облагораживать знания, как учить их «языком сердца»;

- в каких формах красоты преподносить их детям;

-в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей;

-как воспитывать Сердце, развивать веру, самопознание, понимание смысла жизни;

-как расширять горизонты наук в содержании образования, создавать образовательные курсы на основе принципов гуманной педагогики, создавать условия на уроках и занятиях для того, чтобы дети жили, а не готовились к жизни.

Все понятия Манифеста лишены авторитарной формы подачи информации, привычной для большинства педагогов. Поэтому на Лабораториях участники коллективно осмысливали и новую духовную форму текстов, и их новое содержание.

 andr8770

В ходе Чтений состоялось 10 Мастер-классов, на которых был представлен педагогический опыт практического внедрения идей гуманной педагогики в образовательный процесс. Мастер-классы провели директора школ, учителя, воспитатели, психологи, преподаватели ВУЗ Украины. Представили свои Мастер-классы и гости Чтений: Черноземова Е.Н. (Москва, Россия) и Амонашвили П.Ш. (Тбилиси, Грузия).

1.Тема. Любимый учитель, план осуществления мечты.

Kiev_4 

Черноземова Е.Н., доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета, вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики», вице-президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики, г. Москва, Россия.

Форма: совместное чтение «Манифеста гуманной педагогики» и трудов классиков для осознания действий, которые необходимы для достижения мечты.

 

2.Тема. Теория и творческая практика А.С. Макаренко в свете «Манифеста гуманной педагогики» (125-летию со дня рождения А.С. Макаренко посвящается).

Белая И.А., председатель Полтавского областного центра ВАГП, председатель предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин, преподаватель-методист высшей категории, магистр педагогического образования; Кременчугское педагогическое училище им. А.С. Макаренко.

Форма: педагогическая гостинная.

 

3.Тема. Азбука мудрости: чтение и математика.

Хомич С. А., учитель-методист, отличник образования Украины, учитель начальных классов ООШ № 78 г. Днепропетровска, сотрудник Днепропетровск областного центра ВАГП.

Брусенцова А.Н., старший учитель, учитель начальных классов ООШ № 91 Днепропетровска, сотрудник Днепропетровск областного центра ВАГП.

Форма: урок - размышление.

4.Тема. Обучать не мыслям, а думать.

Филиппова А.Д., старший учитель, директор Торезского школа № 22, руководитель Торезского Городского Центра гуманной педагогики, руководитель Координационного совета ВАГП.

Форма: урок-открытие.

 

5.Тема. Гармоничная триада воспитательного процесса Учитель - Дети - Родители.

Курбаева Н.В., учитель начальных классов Донецкой ООШ № 126, старший учитель, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП;

Первак М.С., учитель начальных классов Донецкой специализированной гуманитарной школы № 65, учитель-методист; сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП.

Форма: интерактивный урок-размышление для учителей с элементами деловой игры.

6. Тема. Манифест гуманной педагогики - путь к духовному единству учителя с учеником (Общение учителя с учениками в современной школе).

Хоменко З.И., кандидат психологических наук, методист-психолог Подольского РУО, практический психолог Финансового лицея Киева.

Форма: интерактивные техники работы с аудиторией.

 

7.Тема. Духовный гуманизм - основа целостности обучения. Моделирование урока биологии в 11 классе. Эволюция органического мира Земли. Главные направления и возможные перспективы. (Что ждет человечество в будущем?)

Бак В. Ф., учитель-методист, учитель биологии УВК № 11 им. Артема г. Артемовска Донецкой области, отличник образования Украины, руководитель Артемовского Центра гуманной педагогики, вице-президент ВАГП, автор книги «Биология языком сердца», Рыцарь Гуманной Педагогики.

Форма: урок-сотворчество.

8. Тема. Как хорошо, что ты, дитя, пришло именно в нашу семью! Что не от любви к ребенку, то от лукавого.

Толстикова Л. Г., учитель-методист, учитель начальных классов ООШ № 63 г. Днепропетровска.

Форма: родительское собрание-поиск.

9. Тема. Добрые заметки «страшного» врача.

Ерметов И.О., врач-стоматолог, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице-президент ВАГП, руководитель Киевского городского центра гуманной педагогики, Лауреат премии Кабинета Министров Украины, Рыцарь гуманной педагогики.

Форма: лекционно-практическое занятие.

 

10.Тема. Опыт практического использования идей гуманной педагогики в дошкольных учреждениях.

Амонашвили П.Ш., директор детской художественной студии «Басти Бубу» (Тбилиси, Грузия).

 

Мастер-классы создали особую творческую атмосферу на Чтениях. Они были многообразны: отражали работу одного учителя или коллектива, представляли фрагменты уроков или моделировали целый урок, представляли работу различных учебных заведений, показывали различные формы учебной деятельности, воспитательной и внеклассной работы.

 

Седьмые Всеукраинские Педагогические Чтения «Манифест гуманной педагогики - восхождение в будущее» прошли на высоком творческом подъеме всех участников, оставили неизгладимые впечатления. Участники Чтений разошлись с желанием внедрять идеи гуманной педагогики в образовательный процесс.