Валентина Бельская                                                                                                                                 

 

                «Жизнь полна Зова».        

        Листы Сада Мории. Зов.    

  М.: МЦР, Мастер Банк,.2003.134.

   

                                 

                «Светлому Храму ступени строим».

Листы Сада Мории. Зов.

     – М.: МЦР, Мастер Банк, 2003. 73.

                                                                      

                               

По зову сердца.

(из дневника волонтера)

                                                      

               И вот, как и прошлым летом,  откладываются в сторону все неотложные личные дела и заботы, и снова в путь – в Москву, в Международный Центр Рерихов. 

               По метеопрогнозу  в Москве должно было быть прохладно и дождливо, но прогноз, как это часто случается, не оправдался, и Москва встретила  нас солнечным теплом.

               Здравствуй, Международный Центр Рерихов! Здравствуй, Светоч Мудрости, раскрывающий перед нами все новые и новые горизонты нашего сознания!

               Здесь  все нам знакомое и   родное.  Так же спокойны и величественны фигуры Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов у входа в Музей. И так же прекрасны  розы у подножия их памятника, поющие свою песнь нежных красок и тончайшего аромата. И все так же развевается на фоне ясного неба Знамя Мира…

   

                                                                                                     

                                                 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

               Этим летом на волонтерские работы мы собрались в следующем составе:  Эрметов Игорь – вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики и Кожевников Олег (г. Киев); Тюрин Иннокентий и Штокал Татьяна – члены Подольского культурно-просветительного центра им. Н.К. Рериха; Монастырский Денис – доцент кафедры теории и истории государства и права  Хмельницкого Университета управления и права, член Подольского  культурно-просветительного центра им. Н.К. Рериха (г. Хмельницкий);  Бельская Валентина - член  Культурного Центра им. Н.К. Рериха (г. Харьков). 

              Группа из Киева и Хмельницкого приехала машиной утром, а я –   утренним поездом.

              Первым, кто встретился на территории Музея имени Н.К. Рериха, был бессменный труженик  при МЦР Валерий Михайлович Никифоров. Он всегда   бодр, подтянут, деловит и, как всегда, успевает многое: дежурить на вахте в Музее, обеспечивать охрану на въезде в МЦР, курировать работу волонтеров.  «Вы здесь проездом?»,  шутливо спрашивает он меня. Отвечаю: «Нет, на работу». Обнимаемся, как старые знакомые.                                           

            Строительные работы по обустройству территории МЦР шли полным ходом.        

   
                                                                         

           Нашей бригаде был предложен следующий фронт работ:                                                                   

          -  у главного входа  в Музей провести раскопки по обнажению участка фундамента здания для его гидроизоляции. 

          Здесь уже самоотверженно трудились – Денис и, взрывной и неуемный в работе, Иннокентий. Ребята перфоратором вскрывали бетонное покрытие, углубляясь и обнажая фундамент здания.        

          -   грунт, ранее вынутый из карьера,  необходимо отвозить тачками и отсыпать  в отсек  карьера.   На этом ответственном участке уже работал Олег, проявив себя рационализатором – для лучшей утрамбовки грунта в отсеке  он предложил поливать  его водой из шланга.  

          Женщинам  нашей бригады  нужно помогать мужчинам в работе и обеспечивать всю группу питанием.

       

          Наш первый рабочий день  прошел довольно плодотворно. Интересно, что  даже после почти бессонной ночи в дороге, несмотря на усталость, работалось радостно и результативно. Естественно, возникает вопрос – а откуда же  берутся  силы? Ответ   находим, обратившись к кладезю Мудрости – Учению Живой Этики. «…Не знает усталости дух. Усталость от тела, или оболочек, но не от духа. Дух заряжен  вечной неиссякаемой энергией жизни. Надо только войти в осознание ее. Эта мощь разворачивается изнутри…Все внутри, и все в духе. Дух может дать неисчерпаемость огненной энергии. Нужно хотя бы на миг изъять сознание свое и перенести в зерно духа, вечное, нетленное, пульсирующее неиссякаемой вечной энергией высшего Света-Огня…»[1,с.223 ].  

             Энергетика на территории МЦР – Поле высокого духовного напряжения, которое подпитывает бодростью и силой тех, кто это осознает.  И  волонтерский труд на общее благо  – яркое  тому подтверждение.

  Закончив наш первый трудовой день, мы отправились в гости в Объединенный Научный Центр  проблем космического мышления. Вход со двора в помещение Центра вечером  уже всегда закрыт и пройти в Центр оказалось не так просто. С киевским тортом мы идем через замысловатый подземный переход и преодолеваем препятствия:  открывая тяжелую металлическую дверь (осторожно, а то раздавит!), пригибаясь под низким каменным сводом (побереги   лоб!)  и вот,   наконец, мы у цели. 

         Здесь заместитель руководителя Центра – Лебеденко Анатолий Андреевич  рассказал нам   о  своем участии в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха, состоявшейся 15 мая 2012г. во Владивостоке в Дальневосточном Федеральном Университете (ДВФУ).  Свой рассказ  он сопровождал  показом видеоматериала. (Подробно о конференции  на сайте  www.museum.ru/46047. [2].)    

         Из его рассказа мы узнали, что  соорганизаторами  конференции были Морской государственный университет (МГУ) им. адмирала Г.И. Невельского и Генеральное Консульство Индии во Владивостоке. Конференция проходила при участии Международного Центра Рерихов (МЦР), Института востоковедения РАН (Москва) и Приморской государственной картинной галереи.

         В работе конференции приняли участие более 100 человек из Киргизстана, России, Украины, Эстонии. Ученые, аспиранты, преподаватели, студенты выступили с научными докладами.

         Анатолий Андреевич отметил, что в вестибюле Научной  библиотеки ДВФУ, в которой проходила конференция, была организована прекрасная выставка к юбилею ученого «Опередивший время». Выставку украсили две репродукции  в натуральную величину картин Н.К. Рериха, посвященных Юрию Николаевичу, – «Звезда героя» (1932)  и  «Гесэр-хан» (1941), стенд графики и живописи Юрия Николаевича и книжные издания МЦР.

         На конференции была принята  резолюция, в которой высказывалась озабоченность состоянием наследия Ю.Н. Рериха и пожелание создания мемориальной квартиры его имени.

         В тот же день  представитель  Международного Центра Рерихов, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук  А.А. Лебеденко и доктор философских наук, профессор Алтайского государственного аграрного Университета (Барнаул), член ученого совета МЦР А.В. Иванов побывали в Морском государственном университете им. адмирала Невельского на  встрече с преподавателями и студентами ВУЗа. В своих выступлениях они осветили большую международную деятельность МЦР, что вызвало горячую заинтересованность у студентов, преподавателей  и они  задали им много вопросов. Как  отметил Анатолий Андреевич,  повсюду загораются искры нового научного мышления, которое открыли нам Рерихи. Загораются они и на  Дальнем Востоке.

                 Так поздно вечером окончился наш первый  день пребывания в МЦР, наполненный трудом и прекрасными впечатлениями.

 

                                                        ДЕНЬ ВТОРОЙ

      С утра у нас, женщин,  хлопоты на кухне (Танюша прекрасно готовит), а потом мы трудимся  с нашей  бригадой на отведенных  нам участках работ.            

      Сегодня после работы  нам представилась счастливая возможность  посетить  Музей Н.К. Рериха.  Снова  долгожданная и трепетная, а для впервые приехавших –  первая встреча с   картинами, документами и предметами  семьи Рерихов. Подолгу стоим у прекрасных полотен Николая Константиновича и Святослава Николаевича, у витрин с личными  вещами  Рерихов: вот бронежилет Николая Константиновича, который защищал его  во время экспедиций, серебряные ложечки для кофе, портмоне, вот иконка-складень Елены Ивановны, ее украшения и подарки Учителей. Вот  учебники Юрия Николаевича, его рисунки. И  уходить  не хочется…А  почему?  Ответ на этот вопрос можно  найти  в работах у  самого Николая Константиновича. Он, занимаясь  археологическими раскопками и  соприкасаясь с  древними находками,  ощущал будто и  свое присутствие в тех эпохах. С волнением и любовью рассматривая эти памятные вещи, мы тоже получаем счастливую возможность  соприкоснуться с атмосферой  земных забот  Рерихов и от этого они –   Высокие Духи и наши Учителя, становятся нам еще   ближе и роднее.  Диапазон ощущений получается широчайший:   от  знакомства с  образом их  земной жизни  с ее хлопотами и заботами и  до осознания величия высоты духа Рерихов, их Великой Космической  Миссии.

       А   вечером в одном из залов Музея состоялся концерт фортепьянной музыки, на котором тоже побывала  наша группа. Прозвучали   великие произведения Ф. Шопена, А.Н. Скрябина и Н.К. Метнера в прекрасном исполнении лауреата международных конкурсов Марины Костериной.

                                               

                                         ДЕНЬ ТРЕТИЙ

          В результате активной и самоотверженной работы наших мужчин участок фундамента здания Музея уже  обнажен   на глубину в рост человека и теперь нам, женщинам,   необходимо тщательно, как при археологических раскопках, очистить  камни фундамента от земли и глины,  чтобы можно было их залить  гидроизоляционным раствором.

        Мы, женщины, трудимся и   находим выход из любых  ситуаций (например, если приходится самим транспортировать  тачку с грунтом, т.к.  мужчины  в это время могут быть задействованы на другом участке работ, тогда  –  бери тачку поменьше, нагружай по силам и продолжай работать!):      

                                       …И казалось

                                                         нам,

                                       Что эдак

                                               невзначай,

                                       И наклон

                                              оси   своей

                                       Земля

                                                      меняет,

                                       И шутя ее                                                 

                                           катить нам

                                                   помогает…                                          

   

                                       

         Мы фотографировали   рабочие моменты и шутливые сценки  на память о нашей дружной работе. 

        Вечером после работы мы всей группой  побывали   на Гоголевском бульваре, где экспонировалась выставка «Природа глазами России».  Работы фотографов-любителей –  это огромные снимки с великолепными пейзажами, городскими оригинальными композициями, сценками из жизни животного мира (на сайте www.photosight.ru. [3].).                                   

        Там же на бульваре появился  новый скульптурный комплекс. На постаменте фигура писателя  Шолохова на лодке. А у подножия постамента фонтан в виде водного потока с задраными мордами лошадей, переплывающих его. Композиция выполнена по мотивам  произведения «Тихий Дон».                                                                                                                    

                                           ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ             

          Сегодня мы продолжаем работы  по перевозке и отсыпке грунта в карьер, а мужчины  приступили к заливке фундамента гидроизоляционным раствором.                    

              В этот день главный архитектор МЦР  Ирина Рудольфовна  Красавцева-Байда рассказала нам   (с показом соответствующих схем и документов) об истории застройки центра Москвы, начиная со времен Ивана Калиты и Ивана Грозного.                             

             Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда –  главный архитектор МЦР, член  Союза Московских архитекторов  работает в тесном сотрудничестве с автором и руководителем реставрационных и проектных работ на усадьбе Лопухиных  И. Д. Любимовой (ученицей И.В. Ильенко) и главным специалистом МЦР по строительству и реставрации В.А. Родионовым.

         Как пишет Ирина Рудольфовна в своей статье «Пространство духовности и красоты» в газете «Содружество» [4], усадьба имеет счастливую судьбу. Именно она была выбрана Святославом Николаевичем Рерихом для Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Святослав Николаевич   освятил ее своим присутствием и наполнил новым содержанием, прочертив вектор движения вперед, в будущее. Как архитектор он видел всю степень ужасающего состояния усадьбы, но знал, что будущий музей, неся миру  великую идею возрождения культуры, возродит и этот памятник. Его призыв к действию в письме «Медлить нельзя» о том, что «нужны светлые мысли и реальные конкретные дела» стал девизом для сотрудников Международного Центра Рерихов. Реставрируя  усадьбу Лопухиных – этот памятник  русской истории и культуры, МЦР осуществляет на практике идеи Пакта Рериха.

          Наряду с профессионалами-реставраторами и строителями, выполняющими основной объем работ, в восстановлении усадьбы принимают участие добровольные помощники – волонтеры из разных городов России и зарубежья. В 2004 г. совместно со скульптором Ю.Ю. Гавюк Ирина Рудольфовна как архитектор участвовала в создании скульптурной композиции, посвященной  Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам, которая совместно с Мемориалом Елены Ивановны Рерих  и Николая Константиновича Рериха (скульпторы С.В. Манцерев и В.Ю. Кузнецов) сформировали единый скульптурный комплекс [5].

          Своеобразным продолжением знакомства с историей усадьбы Лопухиных была  вечерняя беседа с Валерием Михайловичем Никифоровым. Беседовать с ним всегда очень интересно, светло, духовно. В конце беседы он подарил нам по экземпляру  еженедельника «Дворцы и усадьбы», в котором  подробно описывается история усадьбы Лопухиных с экскурсом в старину, начиная со второй половины XVI века, когда еще земля, где ныне располагается усадьба,  именовалась Чертороем. «Спрятавшаяся за оградой со стройными пилонами парадных ворот, выходящая на Малый Знаменский переулок строгим классическим фасадом главного дома, усадьба хранит множество интересных историй и помнит не один десяток знаменитых людей» [6].

   
                               

           В еженедельнике прослеживается хронология смены  владельцев усадьбы и все этапы ее перестроек и изменений в архитектуре под влиянием времени,  последующее восстановление ее из руин и реставрация с целью устройства в ней Музея им. Н.К. Рериха. Еженедельник подробно знакомит читателей с залами Музея.

             Вводный зал представлен как эпиграф к основной экспозиции, где находятся картины художницы Н. Волковой, являющие собой символ спирали эволюции.

             Петербургский зал отражает роль этого города в жизни Рерихов.

             Русский зал объединил две темы: Русь языческая и Русь христианская. Здесь представлены работы Н.К. Рериха, имеющие  особый духовный посыл, заключающий в себе единение души русского человека и его родной земли.

              Зал Учителей посвящен Учителям Востока, под руководством которых Рерихи создавали философский труд «Учение Живой Этики». Там же находится  дар Учителей Елене  Ивановне Рерих – кольцо царицы Нефертити.            

            В зале Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха представлены его тематические полотна и фотографии, личные вещи Рерихов, побывавшие в этой экспедиции.

           В Музее есть Зал Кулу, посвященный научной деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати». Среди экспонатов зала журналы и отчеты института, книги и картины, в том числе портрет Николая Константиновича работы его сына Святослава.

          Зал Знамени Мира посвящен истории подписания международного договора об охране культурных ценностей человечества – Пакта Рериха. В экспозиции представлено Знамя Мира, побывавшее в космосе на борту орбитальной станции «Мир».

          В зале, посвященном  творчеству Святослава Николаевича Рериха,  картины раскрывают  огромный диапазон его таланта, выражая главную жизненную идею – поиски красоты, которая   сблизит людей и спасет мир.

          В Зале  Живой Этики разместилась художественно-скульптурная диорама, созданная по мотивам картин Н.К. Рериха «Песнь о Шамбале» и «Сожжение тьмы» (авторы А. Леонов и В.Щечкин.)  В центре зала – работа  А. Леонова «Вестники космической эволюции». Она представляет собой пирамиду, составленную из скульптурных портретов исторических личностей, принесших человечеству знания в виде духовных и  философских учений, передовых научных  открытий. Вершину  пирамиды венчает скульптура Матери Мира. На стенах зала  картины Н.К. Рериха из его знаменитой серии «Знамена Востока»,  на которых отражены философские идеи Живой Этики. Оригинально выполненное световое решение экспозиции усиливает у зрителя ощущение беспредельности Космоса, частицей которого является человек.

        Генеральным директором Музея им. Н.К. Рериха со дня его основания является  Людмила Васильевна Шапошникова, судьба  которой неразрывно связана с жизнью семьи Рерихов.  Окончив исторический факультет  МГУ и защитив диссертацию, она   стала  преподавать на кафедре истории Индии в МГУ, затем в Институте стран Азии и Африки.

       Людмила Васильевна Шапошникова работала в Индии, много путешествовала по стране,  изучая  жизнь разных племен. Ее наблюдения дали богатый материал для  издания  книг:  «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Годы и дни  Мадраса», «Тайна племени голубых гор» и других.

   В конце 60-х годов Людмила Васильевна была награждена Международной премией имени Джавахарлала Неру с вручением Диплома и золотой медали. В это же время она знакомится с выдающимся художником, ученым и общественным деятелем Святославом Николаевичем Рерихом. Так началась их многолетняя дружба и обширная совместная  деятельность по популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

       В 1974-1980гг. Людмила Васильевна  в одиночку  прошла часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, изучая памятники культуры Алтая, Монголии, Ладакха, Кашмира, Западных Гималаев, Сиккима.  Впервые она, женщина-ученый, вышла на этот исторический маршрут, в результате появились ее новые книги, среди которых:  фотоальбом «От Алтая до Гималаев» и трилогия «Великое путешествие». 

       Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха (Центр-Музей) были созданы благодаря С.Н. Рериху, который передал в Россию художественное и философское наследие своих родителей. Именно Людмилу Васильевну Шапошникову Святослав Николаевич Рерих сделал  своим доверенным лицом и рекомендовал на должность  директора музея.             

       В своем письме «Медлить нельзя!» С.Н. Рерих писал: «<…>  мое мнение о возможном руководителе Центра.  <…> не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный»[ 7].. Говоря о концепции работы Музея, Святослав Николаевич  подчеркивал:  «<…>   осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

        Одним из таких объединений и видится мне Центр-музей Н.К. Рериха… Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и  Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества. Ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия – все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции» [7].

            В настоящее время под руководством Л.В. Шапошниковой  осуществляются  все задачи,  которые поставил  С.Н. Рерих при создании Музея. Деятельность Центра-Музея уже давно переросла рамки традиционной музейной работы. Сегодня это культурно-просветительская организация международного масштаба, объединяющая ученых, педагогов и общественных деятелей из разных стран. Здесь проходят международные научные конференции, выставки  художников, музыкальные вечера, научные лекции, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и т.д. В рамках издательской деятельности выпускаются труды семьи  Рерихов,  материалы научных конференций, публикуются научные труды Л.В. Шапошниковой и других ученых, изучающих и популяризующих рериховское наследие.

              Как и предполагал С.Н. Рерих, общественная форма существования Центра-Музея имени Н.К. Рериха полностью оправдала себя. Усилиями многих неравнодушных людей усадьба Лопухиных обрела второе рождение, зажила новой жизнью.     

                                    

                                            ДЕНЬ ПЯТЫЙ

             Продолжаются работы по заливке участка фундамента здания Музея и отсыпке грунта в отсек карьера.  Днем  во время работы мы увидели несколько машин, подъехавших к зданию МЦР. Оказывается, мы стали свидетелями  исторического  момента  –  в Музей привезли очередную картину. И мы в который раз с благодарностью подумали о меценатах, покупающих на аукционах мира картины Рерихов и передающих их в дар Музею.

             Вечером после работы мы снова собрались в Объединенном Научном Центре  проблем космического мышления. Перед нами выступил Монастырский Денис Анатольевич – Глава Подольского молодежного объединения «В будущее через Культуру» с презентацией проекта по возрождению культурного наследия Украины.      

             Он подчеркнул, что основным импульсом  к идее создания этого проекта послужила деятельность Подольского Культурно-просветительного центра им. Н.К. Рериха и Подольского молодежного объединения «В будущее через Культуру». Члены этих организаций активно участвовали в строительстве  Культурного Центра им. Н.К. Рериха в г. Симферополе (2001-2002гг.), в восстановительных работах Государственного историко-культурного заповедника «Самчики» в Хмельницкой обл. (2006-2012гг.) и в волонтерских работах по  благоустройству усадьбы Лопухиных  в  МЦР (2007-2012гг.).

              Проект «В будущее через Культуру» активно поддержало Управление по делам семьи и молодежи Хмельницкой областной государственной администрации. Оказывается,  к этому времени   уже был разработан целый ряд государственных и местных программ по организации работы молодежных трудовых отрядов. И, кроме того, именно в этом, 2012г., отмечалось  50-летие организации студенческих  трудовых отрядов на Украине. Таким образом, инициатива общественной организации и  интересы  государственных органов удачно совпали. Актуальность и ценность этого проекта  состоит в том, что в настоящее время наблюдается довольно аморфное отношение молодежи к проблемам культуры и судьбе исторического наследия своей страны. «Кабинетное»  изучение истории, к сожалению, желаемого результата не дает. Непосредственное же вовлечение молодых людей в работы по восстановлению культурных объектов сможет пробудить и вдохновить молодежь к изучению культуры своего народа,  ибо только Культура может помочь сегодня в формировании гармоничной личности.

             Основная задача проекта  –   создание в учебных организациях молодежных студенческих трудовых отрядов для работ по возрождению объектов культурных ценностей Хмельницкой области.

           По мнению руководителей проекта, главной мотивацией  участия  в волонтерских работах  у студентов будет, в первую очередь, их естественное желание интересно провести  время, т.е. возможность  своими глазами увидеть памятники культуры, побольше узнать о них и  вложить частицу своего труда в их восстановление.  А в итоге получается  достойное и почетное   участие молодежи в восстановлении Истории и Культуры Украины.   Девизом проекта стал  призыв «Начни с себя!».

         В июле 2012г. проект участвовал в  конкурсе социальных проектов  и выиграл средства на закупку инвентаря для работ молодежных волонтерских трудовых отрядов.     

            Партнерами проекта в настоящее время являются: Управление по делам семьи, молодежи и спорта Хмельницкой областной государственной администрации, начальник Данилюк А.В.; Управление образования и науки Хмельницкой областной государственной администрации, начальник Очеретянко В.И.; Подольское молодежное объединение «В будущее через Культуру», председатель Монастырский Д.А.; Подольский культурно-просветительский Центр им. Н.К. Рериха,  президент Крук С.Л.;  Государственный историко-культурный заповедник «Межибож», директор Погорелец О.Г.  

             Денис Анатольевич отметил, что студенты  активно откликнулись на предложение принять участие в  работах. И ярким примером этого вклада  молодежных трудовых отрядов в возрождении культурного наследия Хмельницкой области явилось восстановление Межибожской крепости. Подробный его рассказ сопровождался показом видеоматериала о проделанных   работах в этой старинной крепости Межибож –    ныне Государственного Культурного Заповедника.

           Были выполнены работы по расчистке территории памятника архитектуры,  обустройству мест отдыха для туристов, очистке строений памятника архитектуры от мусора, грунта и т.д.    

          Многие участники работ брали с собой своих детей, для которых атмосфера старинной крепости с ее военными атрибутами и действо их родителей, приводивших все это в порядок, оставили яркое и незабываемое впечатление.

           В настоящее время   заповедник активно посещается туристами.  После экскурсий – знакомства с  достопримечательностями и историей крепости, их всегда ожидает сюрприз – национальное блюдо  юшка (уха), приготовленная в огромном казане.

           Закончил свою презентацию  Денис Анатольевич веселым преданием:  как оказывается, традиционный третий тост «За здоровье дам!» родился именно в этой крепости, после того как монахини близлежащего монастыря отлично выполнили заказ – сшили добротную и красивую форму всем военным участникам крепости.  

 

                                        ДЕНЬ ШЕСТОЙ (последний)

             Заливка участка фундамента здания Музея гидроизоляционным раствором закончена.    Огромная куча грунта, похожая на террикон, почти вся отсыпана в отсек карьера.                                 

             Вот нам  пора и разъезжаться. Уезжаем полные прекрасных впечатлений и встреч, с   теплым ощущением в душе оттого,  что    нам в очередной раз удалось принести свою посильную помощь  в дело благоустройства усадьбы МЦР.

              Так почему же мы снова и снова устремляемся сюда, чтобы внести  и свою частицу труда  на Общее Благо?  Ответ на этот вопрос есть в Учении Жизни: «…Слова не спасут. Не даст плоды  изучение. Ничто не даст плода – лишь применение…Путь применения утвердим в жизни каждого дня. Без применения нет продвижения…»[1, с.254].

             Прощание. Снимки на память.

Курский вокзал, поезд. Неожиданно у меня  слезы…  это и от печали расставания и от радости встреч на этом светлом маршруте!

             До свидания Москва. До свидания, Международный Центр Музей.

  До новых встреч!                                                                                   

                                                                                      

                                     

                                     ЛИТЕРАТУРА        

               

1. Грани Агни Йоги.  Новосибирск: Предприятие  «Алгим», 1953.   Часть I.

     2. Сайт    www.museum.ru/46047.

3. Сайт   www.photosight.ru.

    4. Красавцева-Байда И.Р.  Пространство духовности и красоты.  //Содружество.

        М.: Издание  Международного Совета Рериховских организаций. №19. 2005.

    5. Красавцева-Байда И.Р. В защиту памятников Рерихам. //Содружество. М.: 

         Издание Международного Совета Рериховских организаций. №17.2005. .

    6. Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. М.: 000 «Де Агостини», Россия,     

        вып. 67, 2012.- С.3.

    7. Рерих С.Н. Медлить нельзя! //Защитим Имя и Наследие Рерихов. Том I.

       М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.- С.91.