Ю.А. Мороз
Кандидат биологических наук, руководитель научного отдела Харьковского областного объединения «Культурный Центр имени Н.К.Рериха»

Намерение или недомыслие?

Этот материал появился в связи с выпуском  издательством ЭКСМО книги «Агни Йога» [1].   
Учение Живой Этики, данное человечеству из Высокого Источника, диктует необходимость достойного представления его читателям. Как увидим, это оказалось не по силам издателям. Игнорируя идеи Учения о важности практического применения законов нравственности, они продемонстрировали крайнюю безответственность, нарушив, прежде всего, этические и юридические нормы: на публикацию этого труда не было получено разрешение держателя авторских прав – Международного Центра Рерихов (МЦР). Вслед за этим последовали и другие проявления вседозволенности. Они привели к появлению анонса и аннотации, содержание которых уводит от сути Учения в нежелательном направлении, тем самым искажая истинное значение Живой  Этики. Особо следует указать на недопустимость своевольного толкования автором предисловия основных положений Учения, о чем подробнее будет сказано ниже. Явно неуместен и показной блеск внешнего оформления книги – в нем нет необходимости. Сияние Мудрости самодостаточно. Проследим, что сулит людям и чего их лишает «творческая помощь» издателей Агни Йоги.

Потенциальный читатель, который не знает о существовании этого труда в мире, следовательно, и о его содержании, а также не имеет представления о героической жизни и творчестве Рерихов, на что он обратит внимание, увидев эту книгу впервые? Прежде всего, на сверкающий, подобно новогоднему елочному украшению, переплет с загадочными картинами Н.К.Рериха. Далее прочитает анонс и аннотацию (с их ошибочными трактовками!), и если он относится к категории непритязательных читателей, выделит для себя некоторые, обозначенные хитроумными издателями, ключевые слова. Он узнает, что Агни Йога – эзотерическое учение, в котором «рассматриваются самые актуальные проблемы нашего времени». Среди них: сбудутся ли древние пророчества об Апокалипсисе; катаклизмы, ожидающие нашу планету; что такое «смертный глаз» Востока и ряд других. А упомянутые в аннотации слова «тайные знания», «Ванга» и «таинственная хронология майи» могут окончательно утвердить его в желании иметь этот труд.  К тому же привлекательна информация о том, что «данное издание представляет собой наиболее полное собрание текстов Агни Йоги». Ему и невдомек, что впервые, с учетом дополнений и исправлений Е.И.Рерих, Учение Живой Этики было издано в 1994-1997 гг. Международным Центром Рерихов, в Отделе рукописей которого хранятся оригиналы её дневниковых записей. С 2003 года МЦР публикует Учение вновь с текстологическим комментарием, в который внесены исправления на основании правки, сделанной Е.И.Рерих в личных книгах и подтвержденной дневниковыми записями. Так что заявление издателей Агни Йоги о якобы их приоритете в отношении полноты представленных ими текстов Учения несостоятельно.

А что почерпнет из анонса и аннотации вдумчивый, серьезный читатель, который ищет сегодня ответы на важнейшие вопросы бытия, стремясь в первую очередь понять смысл собственного существования? Такому вряд ли безотлагательно необходимо узнать, что такое «смертный глаз» Востока. Он был бы вправе получить краткую информацию об Учении Живой Этики – философии космической реальности, о космической эволюции человечества, о месте человека в Мироздании с его законами, следовать которым надлежит и нам, об ответственности каждого перед самим собой и перед Космосом за все содеянное, о своем назначении здесь, на планете Земля, и многом другом, жизненно необходимом. Подобных устремленных искателей истины следовало бы поставить в известность, что в Москве функционирует основанный по инициативе Святослава Николаевича Рериха Международный Центр Рерихов. В нем трудится доверенная С.Н.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, полномочия которой он неоднократно подтвердил. 29 июля 1989г.:  «… мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся  этими проблемами  и  мне лично давно и хорошо известный» [2]; 19 марта 1990г.: «… я вручаю с этого дня некоторые важные коллекции, перечисленные в Приложениях Советскому Фонду Рерихов, представленному вице-председателем Людмилой Васильевной Шапошниковой» [3]; 26 апреля 1992г.: «Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея  им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать <...> Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей»  [4].

Л.В. Шапошникова – известный мыслитель, ученый, академик, деятель культуры, основоположник научной школы рериховедения, автор многочисленных философских трудов. Под руководством С.Н.Рериха она создала Музей им. Н.К.Рериха и возглавила его в качестве Генерального директора. В МЦР работает группа ученых,  научные труды которых помогают осмыслить важные проблемы, поставленные Учением Жизни перед человечеством для их разрешения.
Напрашивается вопрос: какую цель преследовали издатели Агни Йоги, обходя молчанием, точнее, игнорируя сам факт существования на планете Международного Центра Рерихов, в архиве которого хранится ценнейшее наследие великой семьи? Благовидна ли эта цель?

Из ранее сказанного вытекает и другая, не завуалированная цель: так называемыми «завлекательными» приемами привлечь максимально широкий круг читателей, нисколько не тревожась о том, что вслед за приобретением книг могут последовать разочарование, возмущение, а то и поношение Учения вследствие неподготовленности сознания к восприятию достаточно сложного материала. Составитель данного издания Н. Е. Ковалева и ответственный редактор Н. Е. Самохина, таким образом, проигнорировали указания автора Учения Живой Этики относительно того, что «Не следует Учение проталкивать там, где нет дверей» [5] и Е.И.Рерих, написавшей: «В Учении миссионерство нигде не заповедано» [6].
Недоумения нарастают по мере чтения обширного, претендующего на солидное научное исследование, предисловия. В нем, несмотря на выделенные разделы и подразделы, нет стройности изложения, необходимой последовательности освещения главных положений Учения Живой Этики, его сути, цели, ради которой оно было принесено человечеству. Но главное, в предисловии есть ряд утверждений ошибочных. Его автор Н. Е. Ковалева убеждена, что «…учение Живой Этики, как было, так и остается эзотерическим, несмотря на то, что оно известно всему миру» [1, с.20]. Сознание автора обошло смысл понятия «эзотерический» как глубинный или тайный, который известен узкому кругу лиц. Но в Живой Этике открыто изложены прежде не оглашаемые сведения, к тому же в ней отсутствует эзотерическая практика. Л.В. Шапошникова, первый исследователь Учения, с научной точки зрения определяет его как философию космической реальности и отмечает, что в основе ее лежит «изложение новой системы мышления, космического мироощущения, а упомянутые анонимными Авторами Живой Этики Великие космические законы составляют гносеологический каркас этой удивительной философии, в которой отражена космическая реальность…» [7].  Упорно продолжая настаивать на своем [1,с.с. 20, 21, 26, 44, 53, 58, 60], Н. Е. Ковалева стремится убедить нас в том, что «… В Живой Этике даже изложенное на бумаге знание продолжает оставаться эзотерическим, потому что воспринимать его может лишь сознание подготовленного в духовном плане человека» [1,с.21]. А способствует этой подготовке, по ее мнению, то, что психика располагает «не изученной наукой структурой – областью сверхсознательного, интуитивно-духовного познания» [1,с.21]. Благодаря ей информация, заложенная в текстах учения, становится доступной читателю при повторных чтениях тех же параграфов. Представление о расширении сознания автор не обсуждает, хотя завершает свои рассуждения действительно необходимой цитатой из Граней Агни Йоги о росте сознания.

Однако, эта ссылка воспринимается просто приклеенной сама по себе к «научным» выкладкам автора.
Между тем, уместно было бы объяснить читателю, что за понятием «расширения сознания» стоит представление о планомерном нарастании сознания. Говоря словами Живой Этики, «Нужно держать в сознании все нарастание указаний» [8]. Оно обеспечивается спиральным строением Учения. В книге «Мир Огненный» раскрыт смысл этого важнейшего способа расширения сознания: «Кто пробовал Учение однажды, от такого прочтения не будет пользы. Только перечитывая его, можно заметить спиральное строение. Учение как бы возвращается к тем же самым предметам и почти касается их. Но спираль тока проходит ввысь и несет новое зерно сознания» [9]. Удивительно то, что хотя на предшествующей странице Н. Е. Ковалева и пишет об эволюционной спирали в построении текста книг Учения Живой Этики, но, как видим, тут же проходит мимо озвученного ею факта. В то же время Учение, приобщая нас к высшему миру, обогащает наш внутренний мир. Об этом и еще о многом другом, необходимом для роста сознания, повествует Учение Жизни. В нем нет эзотерики, но есть великая Мудрость.
Нельзя обойти молчанием другой вопрос, требующий ясности. В предисловии транслируется взгляд на Агни Йогу как на продолжение учения теософии, переданного миру через Е. П. Блаватскую. Но в самих книгах Живой Этики четко очерчено ее отношение к Учению, данному через Е. П. Блаватскую: она является заключительной кульминацией, «…Учение Наше заключает “Тайную Доктрину” Блаватской» [10]. Также сказано: «Сравните поток дававшихся человечеству Учений Жизни. Каждое из них, не трогая предыдущего, приоткрывает новые врата к знанию» [11]. Живая Этика несет новые знания, необходимые для дальнейшего продвижения человечества по эволюционной спирали.

В разделе «Агни Йога и наука» сделана безуспешная попытка показать характер взаимоотношений Живой Этики и науки. Заявив «о необходимости изменения существующей парадигмы науки», автор ссылается на Учение Живой Этики как «пример объективной <…> мировоззренческой системы» [1,с.25], и чтобы подчеркнуть интерес отечественных ученых к ней, говорит о защитах кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам Живой Этики, не называя фамилий авторов и не раскрывая сути их открытий. Упоминаемые в тексте имена К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, ряда современных ученых – В. Казначеева, Н. Козырева, А. Гурвича, И. Яницкого, Л. Яншина, П. Гаряева не дают представления об их идеях. Но свое понимание главной цели современной науки Н. Е. Ковалева обозначает четко: она состоит в подтверждении «истинности учения Агни Йоги  о многомерности Космоса и существовании иных форм материи» [1,с.25]. И уточняет: «истинности научных взглядов Живой Этики» [1,с.25-26]. Ее, истинность, как считает она, особенно успешно доказывают многочисленные исследования «в области реаниматологии, измененных состояний сознания, танатологии, реинкарнаций», а также «многомерности пространства и человеческого организма, иных форм и состояний материи, паранормальных природных явлений и целого ряда других феноменов» [1,с.25]!! А Живая Этика? В представлении Н. Е. Ковалевой она явно выступает в роли пассивного созерцателя попыток науки ее реабилитировать.

В то же время изучение трудов успешного исследователя Живой Этики Л. В. Шапошниковой, ее открытий в области философии помогает осмыслить многие сложные проблемы философии космической реальности, в том числе задачи, которые стоят перед современной наукой. В работах «Основные особенности философии Живой Этики» [12], «Наука и Живая Этика» [13], «Космическое мышление и новая система познания» [14] Л. В. Шапошникова представляет Живую Этику как основу нового космического мышления, раскрывает его особенности, главная из которых состоит в необходимости новой системы познания. Эта система включает синтез научных методов с их экспериментальной основой и метанаучных методов познания, которые связаны с духовным пространством человека, его внутренним миром; «…метазнание, - указывает Л.В.Шапошникова, - идет из миров иного, более высокого состояния материи» [12]. Она показала, что в Живой Этике уже осуществлен синтез основных форм познания, а метанаучные методы познания будут служить основой одухотворенной науки. Л. В. Шапошникова подчеркивает необходимость использования современным ученым миром знаний, принесенных Живой Этикой. Это, прежде всего, знание законов Космоса, понимание явления синтеза как магистрального пути, по которому идет эволюция, принятие реальности множества невидимых миров с различными состояниями материи. Л. В. Шапошникова доказывает, что наука должна быть одухотворенной, нравственной, высоко ответственной перед людьми и планетой и должна приступить к изучению иных состояний материи, тонких энергий и духовной структуры человека. Важнейшая задача «заключается в необходимости ввести Живую Этику в научный оборот, сделав ее энергетическое мировоззрение неотъемлемой частью методологии новой синтетической системы познания» [13]. Не предубежденному издателю следовало бы знать об этих исследованиях, и новейшие открытия Л. В. Шапошниковой, ученого, философа, должны были найти отражение на страницах предисловия к Агни Йоге. Тогда читателю стало бы ясно, какие знания, принесенные Живой Этикой, должны быть востребованы наукой для успешного претворения в жизни идей Учения.

Еще с одним утверждением автора предисловия категорически нельзя согласиться. Речь идет о синтезе. Как известно, Живая Этика это синтетическая структура, которая включает знания эпох древних и нынешней, различные системы познания. В ней изложены проблемы повышения синтеза духа и материи, интеллекта и сердца. Синтез является средством развития сознания и его расширения, о чем говорилось выше. Однако, автор предисловия к Агни Йоге важнейшую проблему синтеза сводит к выводу: «Синтетический характер Агни Йоги  проявляется в том, что Учение представляет собой одновременно и теорию, и в определенной мере практику духовной самореализации» [1,с.22]. Практику автор представляет себе весьма своеобразно. Читаем: «Только при раскрытии потенциала высших центров возможно быстрое духовное продвижение индивида», но «древние методы йоги неприемлемы и, более того, опасны для здоровья людей, об этом неоднократно говорится в Живой Этике». Что же предлагается? С точки зрения автора, оказывается, «Тексты Агни Йоги являются мыслеосновой для медитативной практики: духовный и интеллектуальный потенциал, заключенный в них, способствует постепенному раскрытию высших центров сознания» [1,с.22]. Вдумчиво читайте, советует Н.Е. Ковалева, помня, что это и есть «медитация в действии»: «Размышление над текстами Живой Этики представляет собой  не что иное, как активную медитацию» [1,с. 24]. Для чего столь настойчиво используется термин «медитация»? Может быть, исходя из предполагаемой направленности мышления читателя? Комментарии явно излишни. О синтезе в его истинном понимании ни слова. Не помогли автору осмыслить это магистральное направление эволюции  ни Учение, ни цитируемые мысли Е. И. Рерих из письма от 23.09.37 г., которые касаются роста взаимодействия между умом и сердцем: «Синтез есть высшая гармония» [1,с.61]. Особо следует отметить странную отрешенность в вопросах самосовершенствования от главного – необходимости применения полученных знаний в жизни каждого дня [15]. «Учение не будет руководить, если оно не приложено» [16]. «…от поверхностного чтения книг Учения перейти к действию» [17]. «В бесцельном существовании заключена усыпленность всех высших центров» [18]. Среди важнейших указаний нам – устремление к Общему Благу [19-23]. Призыв именно к такого рода действиям содержится в книгах Учения. И об этом неоднократно говорится в них, чего не осознала Н.Е.Ковалева.

Кратко перечислим еще ряд замечаний. Неправомерно утверждение автора, что «Дух и душа человека – его бессмертная неуничтожимая Монада» [1,с.47]. Но Живая Этика учит, что бессмертен лишь дух, тогда как душа, связанная с личностью человека, смертна [24]. Нельзя согласиться с формулировкой «эта космическая организация» по отношению к Иерархии [1,с.52].

А чего стоит «осведомленность» Н. Е. Ковалевой о том, что Рерихи (кто, все ли,  автору, похоже, безразлично) «небольшой период времени <…> провели в Ашраме Шамбалы» [1,с.16]! И как трактовать слова автора  о собственных комментариях к Агни Йоге: «не следует увлекаться комментариями на тексты учения <…>. Сказанное относится и к комментариям, содержащимся в данном издании (в случае, если они не были взяты из писем Е. И. Рерих и записей Б. Н. Абрамова)» [1,с.25]? Каков смысл подобного предостережения?

Автор, употребляя понятие «метаистория» [1,с.11], не раскрывает всей глубины его значения, не объясняет, что в его основе лежит космический закон, согласно которому каждое земное явление имеет две стороны – духовную и материальную, надземную и земную. Об этом ясно сказано в Учении: «Все строится в Огненном Мире <…> созданное на Земле будет лишь тенью Огненного Мира» [25]; «…тонкий мир зачинает события плотного мира» [26]. Только знание и применение этого закона обеспечивает успех научных исследований.

Удивляют неприемлемые «научные» выводы: «Согласно мнению исследова-телей, индиго имеют измененную структуру ДНК» [1,с.40]. Каких исследователей? Мнение – еще не открытие. Тем более, что ученые это опровергают: «…запускается наукообразная дезинформация об измененной ДНК детей, об изменившейся частоте вибрации их клеток, посчитанной в ангстремах, – над такой ”информацией” специалисты-профессионалы просто смеются, поскольку она содержит ошибки на уровне вузовского, а порой и школьного учебника» [27]. Негативно воспринимается желание автора адресовать читателя к опубликованной тем же издательством ЭКСМО книге «Шамбала – это не миф» [1,с.11], аннотация к которой в конце второго тома напоминает по характеру своему таковую к Агни Йоге: в ней НЛО и снежные люди, подземные ходы и черные маги Атлантиды. И многое в рассказах очевидцев!

Видимо, из желания популяризировать издательство ЭКСМО, на с.с. 34-35 предисловия цитируется письмо Е. И. Рерих не по первоисточнику, а со ссылкой на книгу, которая содержит фрагменты писем Е. И. Рерих, но озаглавлена издателями как «Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги» [28]. Аннотация к ней представляет Агни Йогу как «самое выдающееся эзотерическое учение современности». К какому же разряду литературы следует отнести подобное предисловие к Учению Живой Этики?

К сожалению, «плодотворная» деятельность тех же издателей продолжает шириться. Они выпустили новую книгу «Свет Агни Йоги. Мистические знания. Духовная практика. Духовное целительство. Записи Б.Н.Абрамова» [29] и, кстати, опять без разрешения держателя авторских прав – семьи Даниловых. Однако, записи Б.Н.Абрамова, которые уже много лет продолжает издавать в Новосибирске «Предприятие Алгим» под названием «Грани Агни Йоги», отнюдь не эзотерическое  произведение, в чем нас опять-таки пытаются убедить.
Результат анализа предисловия, аннотации и анонса свидетельствует о том, что их авторы, вместо бережного отношения к изданию бесценных текстов Учения Живой Этики,  не только нарушили элементарные этические нормы, но и допустили небрежность и безответственность. Вся совокупность отмеченных ошибочных представлений и сведений,  дезинформирующих читателя, не делает чести издателям Агни Йоги.
Примечания

  1. Агни Йога. – М.: ЭКСМО, 2010. В 2-х т.
  2. Рерих С.Н. Медлить нельзя //Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2001. – С.90.
  3. Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве. // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2001. – С.106.
  4. Обращение С.Н.Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств. //Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2001. – С.107.
  5. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч.II. – М.: МЦР, 1995. – 181. – С.138.
  6. Рерих Елена Ивановна. Письма. – М.: МЦР, 2000. – Т.2. – С.417.
  7. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности //Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Зов. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. – С.36.
  8. Учение Живой Этики. Надземное. Ч.III. – М.: МЦР, 1997. – 652. – С.102.
  9. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. II. – М.: МЦР, 1995. – 360. – С.227.
  10. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. I. – М.: МЦР, 1995. – 79. – С.48.
  11. Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994. – 142. – С.92.
  12. Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – С.314.
  13.  Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – С.122.
  14.  Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания //Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – С.206.
  15.  Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч.III. – М.: МЦР, 1995. – 559. – С.326.
  16.  Учение Живой Этики. Иерархия. – М.: МЦР, 1995. – 386. – С.193.
  17.  Учение Живой Этики. Надземное. Ч.II. – М.: МЦР, 1996. – 370. – С.148.
  18.  Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. II. – М.: МЦР, 1995. – 781. – С.214.
  19.  Учение Живой Этики. Иерархия. –М.: МЦР, 1995. – 11. – С.17.
  20.  Там же, 306. – С.155.
  21.  Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. I. – М.: МЦР, 1995. – 169. – С.141.
  22.  Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. II. – М.: МЦР, 1995. – 770. – С.210.
  23.  Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III. – М.: МЦР, 1995. – 230. – С.174.
  24.  Учение Живой Этики. Иерархия.  – М.: МЦР, 1995. – 146. – С.81.
  25. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III. – М.: МЦР, 1995. – 445. – С.289.
  26.  Учение Живой Этики. Надземное. Ч. III. – М.: МЦР, 1997. – 703. – С.167.
  27.  Чернозёмова Е.Н. Дети нового сознания: современное состояние проблемы. //Дети нового сознания. Материалы международной научно-общественной конференции. 2006. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007. – С.84.
  28.  Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги. – М.: ЭКСМО, 2009.
  29.  Свет Агни Йоги. – М.: ЭКСМО, 2012.